Поставщик 3D-оборудования с 2010 года

1,5 млн рублей за полгода сэкономили железнодорожники за счет 3D-печати деталей

Светлана Соколова

Редактор блога Globatek 3D

В Иркутской механизированной дистанции инфраструктуры (ПЧМ-4, подразделение Восточно-Сибирской железной дороги) с начала 2025 года запушено аддитивное производство полного цикла. За первые шесть месяцев работы этого проекта удалось справиться с импортозамещением и выстроить систему для срочного ремонта и замены любых деталей.

В Иркутской механизированной дистанции инфраструктуры (ПЧМ-4, подразделение Восточно-Сибирской железной дороги) с начала 2025 года запушено аддитивное производство полного цикла. За первые шесть месяцев работы этого проекта удалось справиться с импортозамещением и выстроить систему для срочного ремонта и замены любых деталей.

Зачем потребовалась 3D-печать?

Механизированная дистанция инфраструктуры — это подразделение железной дороги, которое всегда нуждается в стабильном запасе деталей для ремонта средств малой механизации и путевой техники.

В 2022 году Иркутская механизированная дистанция инфраструктуры (ПЧМ-4) столкнулась с проблемами в поставках импортных деталей. Так появилась идея создать собственное производство полного цикла — от идеи до разработки, прототипирования, внесения корректировок и получения готового изделия.

Зачем потребовалась 3D-печать?

Механизированная дистанция инфраструктуры — это подразделение железной дороги, которое всегда нуждается в стабильном запасе деталей для ремонта средств малой механизации и путевой техники.

В 2022 году Иркутская механизированная дистанция инфраструктуры (ПЧМ-4) столкнулась с проблемами в поставках импортных деталей. Так появилась идея создать собственное производство полного цикла — от идеи до разработки, прототипирования, внесения корректировок и получения готового изделия.

Здесь и далее — фото деталей, созданных в Центре прототипирования

Здесь и далее — фото деталей, созданных в Центре прототипирования

В 2023 году было произведено экономическое обоснование проекта «Центр прототипирования» как механизма импортозамещения. Начальник Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин Александр Суворов полностью поддержал проект.

В 2024 году удалось получить финансирование и закупить оборудование. В 2025-м началась активная работа Центра.

В 2023 году было произведено экономическое обоснование проекта «Центр прототипирования» как механизма импортозамещения. Начальник Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин Александр Суворов полностью поддержал проект.

В 2024 году удалось получить финансирование и закупить оборудование. В 2025-м началась активная работа Центра.

Три месяца проб и ошибок

Автором концепции, разработчиком проекта и в первые месяцы единственным сотрудником Центра стал Андрей Дармодехин, сейчас работающий специалистом Восточно-Сибирского Центра инновационного развития.

Позже в работу Центра ввели еще одного сотрудника — Виталия Болгова. Он за три месяца освоил способы 3D проектирования и 3D моделирования, технологию FDM-печати, сканирования, а также детально изучил свойства пластиков.

В начале запуска оборудования Андрей Дармодехин ежедневно связывался с производителями 3D-принтера, чтобы обсудить возникающие вопросы.

Для достижения стабильного качества 3D-печати потребовалось около трех месяцев постоянных проб и ошибок.

Три месяца проб и ошибок

Автором концепции, разработчиком проекта и в первые месяцы единственным сотрудником Центра стал Андрей Дармодехин, сейчас работающий специалистом Восточно-Сибирского Центра инновационного развития.

Позже в работу Центра ввели еще одного сотрудника — Виталия Болгова. Он за три месяца освоил способы 3D проектирования и 3D моделирования, технологию FDM-печати, сканирования, а также детально изучил свойства пластиков.

В начале запуска оборудования Андрей Дармодехин ежедневно связывался с производителями 3D-принтера, чтобы обсудить возникающие вопросы.

Для достижения стабильного качества 3D-печати потребовалось около трех месяцев постоянных проб и ошибок.

Оборудование: только российское

В Центре работает техника отечественного производства, поставленная Globatek. Также специалисты компании провели инструктаж по работе с оборудованием. Сотрудники Globatek и сейчас продолжают консультировать Центр — уже по новым задачам и планам.

  1. Профессиональный 3D-принтер F2 Lite работает по технологии FDM и предназначен для мелкосерийного производства и точной печати сложных прототипов. Камера объемом 450х350х600 мм позволяет печатать мелкие, средние и крупные детали. Принтер оснащен двумя высокотемпературными экструдерами. Произведен российской компанией F2 Innovations.

Оборудование: только российское

В Центре работает техника отечественного производства, поставленная Globatek. Также специалисты компании провели инструктаж по работе с оборудованием. Сотрудники Globatek и сейчас продолжают консультировать Центр — уже по новым задачам и планам.

  1. Профессиональный 3D-принтер F2 Lite работает по технологии FDM и предназначен для мелкосерийного производства и точной печати сложных прототипов. Камера объемом 450х350х600 мм позволяет печатать мелкие, средние и крупные детали. Принтер оснащен двумя высокотемпературными экструдерами. Произведен российской компанией F2 Innovations.

Объем камеры F2 Lite: 450х350х600 мм

Объем камеры F2 Lite: 450х350х600 мм

  1. Стационарный 3D-сканер RangeVision Spectrum сочетает в себе возможности профессиональных устройств и доступную цену. Три настраиваемые области сканирования позволяют точно и быстро оцифровывать как мелкие объекты от 1 см, так и предметы в несколько метров длиной. Произведен российской компанией RangeVision.

3D-сканер необходим для реверс-инжиниринга и контроля качества деталей.

  1. Стационарный 3D-сканер RangeVision Spectrum сочетает в себе возможности профессиональных устройств и доступную цену. Три настраиваемые области сканирования позволяют точно и быстро оцифровывать как мелкие объекты от 1 см, так и предметы в несколько метров длиной. Произведен российской компанией RangeVision.

3D-сканер необходим для реверс-инжиниринга и контроля качества деталей.

3D-сканер RangeVision Spectrum. Точность измерений до 0,04 мм

3D-сканер RangeVision Spectrum. Точность измерений до 0,04 мм

Материалы: TPU 95 vs резина

В Центре используются стандартные пластики: ABS, PETG, PLA и эластичный TPU 95.

Востребованное свойство материалов — защита от УФ-излучения, т.к. многие детали предназначены для эксплуатации на улице. В планах — освоить устойчивый к воздействию окружающей среды нейлон и термоустойчивый PEEK.

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

На сегодняшний день мы изготовили более 1500 деталей из стандартных пластиков. Особого успеха добились в печати резинотехнических изделий (РТИ), заменив резину термопластичным полиуретаном TPU 95. Данное замещение улучшило характеристики уплотнителей для гидравлического инструмента. Нам удалось отказаться от литья РТИ и, как следствие, от дорогостоящих металлических пресс-форм. 3D-печать позволила заместить детали импортного производства для ремонта рельсорезных станков STIHL TS 800.

Материалы: TPU 95 vs резина

В Центре используются стандартные пластики: ABS, PETG, PLA и эластичный TPU 95.

Востребованное свойство материалов — защита от УФ-излучения, т.к. многие детали предназначены для эксплуатации на улице. В планах — освоить устойчивый к воздействию окружающей среды нейлон и термоустойчивый PEEK.

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

На сегодняшний день мы изготовили более 1500 деталей из стандартных пластиков. Особого успеха добились в печати резинотехнических изделий (РТИ), заменив резину термопластичным полиуретаном TPU 95. Данное замещение улучшило характеристики уплотнителей для гидравлического инструмента. Нам удалось отказаться от литья РТИ и, как следствие, от дорогостоящих металлических пресс-форм. 3D-печать позволила заместить детали импортного производства для ремонта рельсорезных станков STIHL TS 800.

Процесс печати 3D-принтера F2 Lite

Процесс печати 3D-принтера F2 Lite

Что печатают?

За полгода работы Центра специалисты наладили печать более 60 наименований деталей для ремонта средств малой механизации отечественного и зарубежного производства, включая рельсосверлильные, рельсорезные и шлифовальные станки, путевые шурупогаечные ключи и путевые домкраты.

Чтобы внедрять 3D-печать на полигонах других дорог, уже составлен каталог 3D-моделей в формате stl.

Также в Центре печатаются компоненты узлов и агрегатов путевых машин и специального подвижного состава: шестерни приводов дворников автомотрисы АС-01, переходники для приборов, шарообразные рукоятки и многое другое.

Что печатают?

За полгода работы Центра специалисты наладили печать более 60 наименований деталей для ремонта средств малой механизации отечественного и зарубежного производства, включая рельсосверлильные, рельсорезные и шлифовальные станки, путевые шурупогаечные ключи и путевые домкраты.

Чтобы внедрять 3D-печать на полигонах других дорог, уже составлен каталог 3D-моделей в формате stl.

Также в Центре печатаются компоненты узлов и агрегатов путевых машин и специального подвижного состава: шестерни приводов дворников автомотрисы АС-01, переходники для приборов, шарообразные рукоятки и многое другое.

Замена литья

Перспективное направление — замена литья 3D-печатью в качестве технологии для изготовления деталей. Например, ранее ПЧМ-4 закупала такие детали как вилки СС-11 на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе. Предприятие изготавливало их с помощью литья. Теперь Центр производит эти детали самостоятельно.

Читать о сравнении 3D-печати и литья под давлением >>

Что сканируют?

Что касается сканирования, то сегодня в Центре оцифровывают детали диаметром от 1 до 40 см, но чаще — 10–20 см. В основном это либо корпусные детали, либо детали со сложной геометрией, которые сложно начертить в системе для трехмерного моделирования «Компас-3D».

Замена литья

Перспективное направление — замена литья 3D-печатью в качестве технологии для изготовления деталей. Например, ранее ПЧМ-4 закупала такие детали как вилки СС-11 на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе. Предприятие изготавливало их с помощью литья. Теперь Центр производит эти детали самостоятельно.

Читать о сравнении 3D-печати и литья под давлением >>

Что сканируют?

Что касается сканирования, то сегодня в Центре оцифровывают детали диаметром от 1 до 40 см, но чаще — 10–20 см. В основном это либо корпусные детали, либо детали со сложной геометрией, которые сложно начертить в системе для трехмерного моделирования «Компас-3D».

Объем производства

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

Производительность принтера мы рассчитываем не числом напечатанных деталей, а весом выдавленного через экструдер пластика. Средняя размерная деталь весит около 40 граммов и печатается 40–60 минут. Если печатать только такие детали, то выход составит 300–400 единиц в месяц. Если печатать меньшие по весу детали, то можно насчитать 500–700 штук в месяц. Плюс разное заполнение тоже влияет на расход пластика.

Объем производства

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

Производительность принтера мы рассчитываем не числом напечатанных деталей, а весом выдавленного через экструдер пластика. Средняя размерная деталь весит около 40 граммов и печатается 40–60 минут. Если печатать только такие детали, то выход составит 300–400 единиц в месяц. Если печатать меньшие по весу детали, то можно насчитать 500–700 штук в месяц. Плюс разное заполнение тоже влияет на расход пластика.

Слева: старая деталь, справа: ее новая копия, напечатанная на 3D-принтере

Слева: старая деталь, справа: ее новая копия, напечатанная на 3D-принтере

В связи с потребностью участков ремонта сформирован план изготовления деталей до конца 2025 года, но это не предел. Конструкция 3D-принтера F2 Lite позволяет увеличить производительность за счет использования одновременно двух экструдеров.

Как отмечает Андрей Дармодехин, единственная проблема такой печати заключается в том, что диаметры сопел экструдеров должны быть одинаковыми, а в стандартной комплектации поставляются сопла диаметром 0,4 мм, 0,6 мм и 0,8 мм.

Поэтому специалисты Центра обратились к производителю и попросили заменить экструдер 0,4 мм на 0,6 мм. Запрос был удовлетворен. Таким образом, объемы производства будут неуклонно расти.

В связи с потребностью участков ремонта сформирован план изготовления деталей до конца 2025 года, но это не предел. Конструкция 3D-принтера F2 Lite позволяет увеличить производительность за счет использования одновременно двух экструдеров.

Как отмечает Андрей Дармодехин, единственная проблема такой печати заключается в том, что диаметры сопел экструдеров должны быть одинаковыми, а в стандартной комплектации поставляются сопла диаметром 0,4 мм, 0,6 мм и 0,8 мм.

Поэтому специалисты Центра обратились к производителю и попросили заменить экструдер 0,4 мм на 0,6 мм. Запрос был удовлетворен. Таким образом, объемы производства будут неуклонно расти.

«За год он себя окупит»

Как оказалось, изготавливать детали у себя на месте в разы дешевле, чем покупать. Себестоимость в большей степени зависит от стоимости пластика и времени печати. Например, сейчас в разработке находится корпус рельсорезного станка зарубежного производителя. Цена одного такого корпуса составляет около 6 тыс. руб.

Начальник ПЧМ-4 Аркадий Мадаев:

Нам же изготовление этой детали обойдется всего в 500 руб. с учетом стоимости использованного пластика, электроэнергии и зарплаты сотруднику.

«За год он себя окупит»

Как оказалось, изготавливать детали у себя на месте в разы дешевле, чем покупать. Себестоимость в большей степени зависит от стоимости пластика и времени печати. Например, сейчас в разработке находится корпус рельсорезного станка зарубежного производителя. Цена одного такого корпуса составляет около 6 тыс. руб.

Начальник ПЧМ-4 Аркадий Мадаев:

Нам же изготовление этой детали обойдется всего в 500 руб. с учетом стоимости использованного пластика, электроэнергии и зарплаты сотруднику.

Экономический эффект 3D-печати изделий для ремонта средств малой механизации уже составил приблизительно 1,5 млн. рублей. Из этой суммы после внедрения проекта бережливого производства по изготовлению РТИ удалось сэкономить на печати резинотехнических изделий из TPU 95 около 700 тыс. рублей.

Например, напечатать такую деталь, как вилка СС-11 стоит не более 50 рублей, учитывая расход пластика и электроэнергии в течение приблизительно 40 минут, а стоимость закупки составляет 200 рублей.

В среднем, каждая напечатанная деталь выходит в 5–10 раз дешевле покупной.

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

Производительность F2 Lite в год, в среднем, по нашим подсчетам, 2,5 - 4 тыс. деталей. С учетом того, что принтер стоил 3 млн. рублей, я считаю, что за год он себя окупит.

Экономический эффект 3D-печати изделий для ремонта средств малой механизации уже составил приблизительно 1,5 млн. рублей. Из этой суммы после внедрения проекта бережливого производства по изготовлению РТИ удалось сэкономить на печати резинотехнических изделий из TPU 95 около 700 тыс. рублей.

Например, напечатать такую деталь, как вилка СС-11 стоит не более 50 рублей, учитывая расход пластика и электроэнергии в течение приблизительно 40 минут, а стоимость закупки составляет 200 рублей.

В среднем, каждая напечатанная деталь выходит в 5–10 раз дешевле покупной.

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

Производительность F2 Lite в год, в среднем, по нашим подсчетам, 2,5 - 4 тыс. деталей. С учетом того, что принтер стоил 3 млн. рублей, я считаю, что за год он себя окупит.

Печать в течение часа

Сейчас специалисты могут качественно изготовить любую деталь за 1-2 дня. Если деталь сложная, то потребуется от нескольких дней до недели.

Также Центр начал формировать запасы деталей, которыми можно воспользоваться в случае срочной замены. При необходимости деталь могут напечатать в течение часа.

Организованное в ПЧМ-4 производство способствует более оперативному поступлению запасных частей в ремонт. Важно и то, что более половины этого ассортимента — комплектующие, предназначенные для восстановления работоспособности импортного оборудования.

Печать в течение часа

Сейчас специалисты могут качественно изготовить любую деталь за 1-2 дня. Если деталь сложная, то потребуется от нескольких дней до недели.

Также Центр начал формировать запасы деталей, которыми можно воспользоваться в случае срочной замены. При необходимости деталь могут напечатать в течение часа.

Организованное в ПЧМ-4 производство способствует более оперативному поступлению запасных частей в ремонт. Важно и то, что более половины этого ассортимента — комплектующие, предназначенные для восстановления работоспособности импортного оборудования.

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

Однажды к нам пришел водитель, у которого сломалось крепление для ручки на машине. Оператор сделал модель за час, мы ее откорректировали и на следующий день крепление было готово. Эта деталь уже не первый раз выходила из строя. Но теперь мы усилили конструкцию детали и правильно подобрали пластик, так что с данной проблемой больше не столкнемся.

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

Однажды к нам пришел водитель, у которого сломалось крепление для ручки на машине. Оператор сделал модель за час, мы ее откорректировали и на следующий день крепление было готово. Эта деталь уже не первый раз выходила из строя. Но теперь мы усилили конструкцию детали и правильно подобрали пластик, так что с данной проблемой больше не столкнемся.

Печать на 3D-принтере F2 Lite

Печать на 3D-принтере F2 Lite

Перспективы

Центр обеспечивает в первую очередь потребности в запчастях ремонтных подразделений Иркутской, Иркутск-Сортировочной и Северобайкальской механизированных дистанций инфраструктуры. Но в планах — выполнение большего числа заявок от разных подразделений.

Поэтому планируется повышать производственную мощность, закупая дополнительное оборудование. В том числе, обсуждается приобретение принтеров для FDM-печати: это многофункциональный 3D-принтер Bambu Lab H2D Laser Full Combo и LCD-принтер Phrozen Sonic MEGA 8K S.

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

По мере возможности Центр прототипирования помогает смежным предприятиям в решении проблем с ремонтом оборудования. Например, к нам обратилась Восточно-Сибирская дирекция моторвагонного подвижного состава с просьбой помочь в изготовлении основания щетки для автоматической мойки подвижного состава. Основание изготовили в течение нескольких дней.

Перспективы

Центр обеспечивает в первую очередь потребности в запчастях ремонтных подразделений Иркутской, Иркутск-Сортировочной и Северобайкальской механизированных дистанций инфраструктуры. Но в планах — выполнение большего числа заявок от разных подразделений.

Поэтому планируется повышать производственную мощность, закупая дополнительное оборудование. В том числе, обсуждается приобретение принтеров для FDM-печати: это многофункциональный 3D-принтер Bambu Lab H2D Laser Full Combo и LCD-принтер Phrozen Sonic MEGA 8K S.

Инженер Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрей Дармодехин:

По мере возможности Центр прототипирования помогает смежным предприятиям в решении проблем с ремонтом оборудования. Например, к нам обратилась Восточно-Сибирская дирекция моторвагонного подвижного состава с просьбой помочь в изготовлении основания щетки для автоматической мойки подвижного состава. Основание изготовили в течение нескольких дней.

Также в планах:

  • завершить печать 2-2,5 тыс. деталей более чем 100 наименований до конца 2025 г.
  • Внедрение инженерных и наполненных пластиков.
  • Тестирование дешевой и экологичной технологии FGF-печати гранулами.
  • Дальнейшее применение 3D-печати для импортозамещения, а также в качестве альтернативы литью.
  • Тиражирование положительного опыта 3D-печати, которым уже интересуются предприятия Московской, Горьковской, Западно-Сибирской, Дальневосточной дирекций инфраструктуры.

Также в планах:

  • завершить печать 2-2,5 тыс. деталей более чем 100 наименований до конца 2025 г.
  • Внедрение инженерных и наполненных пластиков.
  • Тестирование дешевой и экологичной технологии FGF-печати гранулами.
  • Дальнейшее применение 3D-печати для импортозамещения, а также в качестве альтернативы литью.
  • Тиражирование положительного опыта 3D-печати, которым уже интересуются предприятия Московской, Горьковской, Западно-Сибирской, Дальневосточной дирекций инфраструктуры.

Коротко

  1. Иркутская механизированная дистанция инфраструктуры столкнулась с проблемами в поставках деталей зарубежного производства. Чтобы не зависеть от поставщиков, в 2025 году был открыт Центр прототипирования.

  2. В Центре установлено оборудование от российских производителей: FDM-принтер F2 Lite и 3D-сканер RangeVision Spectrum. Планируется расширять парк 3D-принтеров.

  3. За полгода специалисты Центра наладили печать более 60 наименований деталей.

  4. В среднем, каждая напечатанная деталь выходит в 5–10 раз дешевле покупной.

  5. Специалисты могут качественно изготовить любую деталь за 1-2 дня.

  6. Экономический эффект от внедрения 3D-печати за первые полгода уже составил около 1,5 млн. рублей.

Коротко

  1. Иркутская механизированная дистанция инфраструктуры столкнулась с проблемами в поставках деталей зарубежного производства. Чтобы не зависеть от поставщиков, в 2025 году был открыт Центр прототипирования.

  2. В Центре установлено оборудование от российских производителей: FDM-принтер F2 Lite и 3D-сканер RangeVision Spectrum. Планируется расширять парк 3D-принтеров.

  3. За полгода специалисты Центра наладили печать более 60 наименований деталей.

  4. В среднем, каждая напечатанная деталь выходит в 5–10 раз дешевле покупной.

  5. Специалисты могут качественно изготовить любую деталь за 1-2 дня.

  6. Экономический эффект от внедрения 3D-печати за первые полгода уже составил около 1,5 млн. рублей.


Иркутская механизированная дистанция инфраструктуры (ПЧМ-4, подразделение Восточно-Сибирской железной дороги)

https://company.rzd.ru/


Иркутская механизированная дистанция инфраструктуры (ПЧМ-4, подразделение Восточно-Сибирской железной дороги)

https://company.rzd.ru/

Благодарим за помощь в подготовке публикации и предоставленные фотографии и видео инженера Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрея Дармодехина.

Также использованы материалы отраслевого издания «Гудок».

Благодарим за помощь в подготовке публикации и предоставленные фотографии и видео инженера Восточно-Сибирского Центра инновационного развития Андрея Дармодехина.

Также использованы материалы отраслевого издания «Гудок».

Помощь в выборе 3D-принтера

Позвоните +7 495 646-15-33

Написать в WhatsApp

Оставьте заявку на звонок

Приходите в наш демозал

Узнать больше

Я подтверждаю достоверность введенных мною сведений и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствие c политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.