Поставщик 3D-оборудования с 2010 года

Разработка автоковриков для грузовиков с помощью 3D‑сканера

Светлана Соколова

Редактор блога Globatek 3D

Изготовление индивидуальных автоковриков — популярная услуга, особенно в условиях сложностей с поставками оригинальных зарубежных аксессуаров. Российские автоателье активно используют для снятия размеров 3D-сканеры — так получается гораздо быстрее и точнее собрать информацию о размерах и геометрии «посадочных мест».

Изготовление индивидуальных автоковриков — популярная услуга, особенно в условиях сложностей с поставками оригинальных зарубежных аксессуаров. Российские автоателье активно используют для снятия размеров 3D-сканеры — так получается гораздо быстрее и точнее собрать информацию о размерах и геометрии «посадочных мест».

Кейс: 3D-ковры для кабины грузовика

Автоателье Pegas Truck из Набережных Челнов занимается созданием аксессуаров для грузовых автомобилей. При проектировании лекал для пошива индивидуальных ковриков в кабины магистральных тягачей DAF здесь используют ручной 3D-сканер Artec Eva. Этот прибор помогает быстро оцифровать полы кабины с точностью до 0,1 мм и прекрасно передает геометрию.

Как это работает

Сбор данных

Создание коврика начинается со сбора данных о размерах и геометрии нижней части кабины. Это сложное пространство, где присутствуют подвижные объекты — кресла и двери, которые на разных сканах находятся в разных положениях. Поэтому 3D-сканирование производят отдельными фрагментами, с вынужденным захватом лишних деталей.

Кейс: 3D-ковры для кабины грузовика

Автоателье Pegas Truck из Набережных Челнов занимается созданием аксессуаров для грузовых автомобилей. При проектировании лекал для пошива индивидуальных ковриков в кабины магистральных тягачей DAF здесь используют ручной 3D-сканер Artec Eva. Этот прибор помогает быстро оцифровать полы кабины с точностью до 0,1 мм и прекрасно передает геометрию.

Как это работает

Сбор данных

Создание коврика начинается со сбора данных о размерах и геометрии нижней части кабины. Это сложное пространство, где присутствуют подвижные объекты — кресла и двери, которые на разных сканах находятся в разных положениях. Поэтому 3D-сканирование производят отдельными фрагментами, с вынужденным захватом лишних деталей.

Процесс сканирования. Данные сразу передаются на компьютер.

Процесс сканирования. Данные сразу передаются на компьютер.

Модель пола строится в режиме реального времени.

Модель пола строится в режиме реального времени.

Сборка модели и отрисовка формы ковра

Это наиболее трудоемкий этап. Первым делом со сканов удаляются ненужные детали, чтобы программа могла “сшить” фрагменты пола в одну большую 3D-модель с реальными размерами. После сборки сканов получается точная цифровая копия пространства.

Проектирование формы и составных частей будущего коврика

Она должна повторять форму пола, но из-за сложной геометрии пространства и толщины материала самого ковра с этим могут возникнуть трудности. У этой задачи могут быть различные решения. Например, чтобы закрыть сильный перепад высоты боковых ступенек кабины по сравнению с основным полом, можно предусмотреть дополнительный шов на ковре.

Сборка модели и отрисовка формы ковра

Это наиболее трудоемкий этап. Первым делом со сканов удаляются ненужные детали, чтобы программа могла “сшить” фрагменты пола в одну большую 3D-модель с реальными размерами. После сборки сканов получается точная цифровая копия пространства.

Проектирование формы и составных частей будущего коврика

Она должна повторять форму пола, но из-за сложной геометрии пространства и толщины материала самого ковра с этим могут возникнуть трудности. У этой задачи могут быть различные решения. Например, чтобы закрыть сильный перепад высоты боковых ступенек кабины по сравнению с основным полом, можно предусмотреть дополнительный шов на ковре.

Моделлер видит всю геометрию пола и размеры элементов.

Можно менять размеры деталей цифровой модели пола для лучшей подгонки изделия.

Моделлер видит всю геометрию пола и размеры элементов.

Можно менять размеры деталей цифровой модели пола для лучшей подгонки изделия.

Раскройка ткани и пошив ковриков

Выкройки, сделанные с помощью данных 3D-сканирования, обеспечивают максимально точную посадку ковриков. Поэтому готовые изделия плотно прилегают к поверхностям, не сползают и не мешают управлять машиной.

Раскройка ткани и пошив ковриков

Выкройки, сделанные с помощью данных 3D-сканирования, обеспечивают максимально точную посадку ковриков. Поэтому готовые изделия плотно прилегают к поверхностям, не сползают и не мешают управлять машиной.

Укладка готового 3D-ковра в кабине

Укладка готового 3D-ковра в кабине

Все элементы коврика точно соответствуют геометрии кабины.

Готовый коврик в салоне.

Все элементы коврика точно соответствуют геометрии кабины.

Готовый коврик в салоне.

Какие сложности могут возникнуть?

Если вы планируете использовать 3D-сканер для проектирования автоковриков, вы можете столкнуться с некоторыми вызовами. Рассказываем, как с ними справиться.

1. Сканирование черных и блестящих поверхностей без выраженной геометрии

В этом случае можно использовать исчезающий матирующий спрей. Матовый слой, возникающий в результате применении спрея, исключает появление бликов и обеспечивает высокую точность сканирования на металле, стекле, полировке. Вещество полностью самоудаляется через 1-4 часа после применения.

Еще один вариант — использовать 3D-сканер, который способен работать с блестящими и черными поверхностями. Например, Shining EinScan HX.

Какие сложности могут возникнуть?

Если вы планируете использовать 3D-сканер для проектирования автоковриков, вы можете столкнуться с некоторыми вызовами. Рассказываем, как с ними справиться.

1. Сканирование черных и блестящих поверхностей без выраженной геометрии

В этом случае можно использовать исчезающий матирующий спрей. Матовый слой, возникающий в результате применении спрея, исключает появление бликов и обеспечивает высокую точность сканирования на металле, стекле, полировке. Вещество полностью самоудаляется через 1-4 часа после применения.

Еще один вариант — использовать 3D-сканер, который способен работать с блестящими и черными поверхностями. Например, Shining EinScan HX.

2. Ограниченное пространство, труднодоступные места в салоне

Эту проблему можно решить, используя ультракомпактный ручной 3D-сканер ScanTech Simscan. Его длина всего 20 см, а вес 570 г. Устройство прекрасно справляется с детализированными поверхностями.

3. Необходимость снизить затраты при потоковом производстве ковриков

Для повышения объемов выпускаемой продукции вы можете использовать автоматическую цифровую раскройку материала с помощью плоттера. Например, так делают в компании SeatSavers при изготовлении чехлов для автомобильных сидений.

2. Ограниченное пространство, труднодоступные места в салоне

Эту проблему можно решить, используя ультракомпактный ручной 3D-сканер ScanTech Simscan. Его длина всего 20 см, а вес 570 г. Устройство прекрасно справляется с детализированными поверхностями.

3. Необходимость снизить затраты при потоковом производстве ковриков

Для повышения объемов выпускаемой продукции вы можете использовать автоматическую цифровую раскройку материала с помощью плоттера. Например, так делают в компании SeatSavers при изготовлении чехлов для автомобильных сидений.


Использованы материалы YouTube-канала компаниq Pegas Truck и SeatSavers.


Использованы материалы YouTube-канала компаниq Pegas Truck и SeatSavers.

Подписаться на рассылку

Один раз в месяц мы будем присылать вам подборку свежих статей о профессиональных 3D‑принтерах и 3D‑сканерах