Внедряем 3D‑оборудование в производство и бизнес с 2010 года

3D-печать как экономичная альтернатива испытаний в аэродинамической трубе

Евгений Белых

Инженер по 3D‑печати, эксперт по материалам и технологиям

Аэродинамические испытания являются важной частью проектирования автомобиля, в то же время эксперименты в настоящей аэротрубе обходится недешево. В этой статье рассказываем о реальных кейсах, как аэродинамику гоночных машин удалось проверить с помощью напечатанных на 3D-принтере моделях. Преимущества 3D-печати — ценовая доступность, высокая скорость изготовления и возможность печатать прототипы без лишних затрат.

Аэродинамические испытания являются важной частью проектирования автомобиля, в то же время эксперименты в настоящей аэротрубе обходится недешево. В этой статье рассказываем о реальных кейсах, как аэродинамику гоночных машин удалось проверить с помощью напечатанных на 3D-принтере моделях. Преимущества 3D-печати — ценовая доступность, высокая скорость изготовления и возможность печатать прототипы без лишних затрат.

Печать модели автомобиля

Задача

Традиционно аэродинамические испытания проводятся в специальных трубах, которые помогают инженерам выяснить, как воздушный поток, проходящий над или вокруг транспортного средства, влияет на его характеристики.

Команда Agoria Solar Team — студенческий коллектив из Лёвена (Бельгия), участвующий в гонках автомобилей на солнечных батареях. При подготовке к соревнованиям команда решила построить масштабную модель своего автомобиля для испытаний в аэродинамической трубе.

Печать модели автомобиля

Задача

Традиционно аэродинамические испытания проводятся в специальных трубах, которые помогают инженерам выяснить, как воздушный поток, проходящий над или вокруг транспортного средства, влияет на его характеристики.

Команда Agoria Solar Team — студенческий коллектив из Лёвена (Бельгия), участвующий в гонках автомобилей на солнечных батареях. При подготовке к соревнованиям команда решила построить масштабную модель своего автомобиля для испытаний в аэродинамической трубе.

Решение

Модель для испытаний напечатали с помощью стереолитографии (SLA). Выбор 3D-печати был обусловлен прежде всего размером (длина 80 см), сложной формой и весом детали. Сочетание этих факторов делало ее изготовление традиционными методами практически невозможным.

Геометрия модели была сложной, с подвижной верхнеподвесной дверью, под которой должен находиться водитель. Этот элемент конструкции можно было снимать или устанавливать в процессе испытаний.

Команда выбрала 3D-печать, потому что она позволила сделать легкую, но точную и устойчивую к деформациям модель.

Решение

Модель для испытаний напечатали с помощью стереолитографии (SLA). Выбор 3D-печати был обусловлен прежде всего размером (длина 80 см), сложной формой и весом детали. Сочетание этих факторов делало ее изготовление традиционными методами практически невозможным.

Геометрия модели была сложной, с подвижной верхнеподвесной дверью, под которой должен находиться водитель. Этот элемент конструкции можно было снимать или устанавливать в процессе испытаний.

Команда выбрала 3D-печать, потому что она позволила сделать легкую, но точную и устойчивую к деформациям модель.

Результат

Через шесть недель команда получила напечатанную модель и приступила к испытаниям. Затем студенты перенесли данные, собранные с помощью масштабной модели, на реальный автомобиль и проверили результаты.

Цандер Раделет, специалист по аэродинамике в команде Agoria:

С помощью этой модели мы смогли проверить поведение автомобиля, и она показала себя очень хорошо. Когда мы повторили испытания в полном масштабе, все прошло гладко.

Результат

Через шесть недель команда получила напечатанную модель и приступила к испытаниям. Затем студенты перенесли данные, собранные с помощью масштабной модели, на реальный автомобиль и проверили результаты.

Цандер Раделет, специалист по аэродинамике в команде Agoria:

С помощью этой модели мы смогли проверить поведение автомобиля, и она показала себя очень хорошо. Когда мы повторили испытания в полном масштабе, все прошло гладко.

Тестирование модели

Задача

Требовалось проверить аэродинамическую стабильность гоночного автомобиля при движении на высоких скоростях.

Решение

С помощью 3D-печати была создана масштабная модель — 25% от оригинальной машины. Технология 3D-печати была выбрана по причине ее экономичности по сравнению с традиционным производством и возможностью быстро вносить изменения в конструкцию

Тестирование модели

Задача

Требовалось проверить аэродинамическую стабильность гоночного автомобиля при движении на высоких скоростях.

Решение

С помощью 3D-печати была создана масштабная модель — 25% от оригинальной машины. Технология 3D-печати была выбрана по причине ее экономичности по сравнению с традиционным производством и возможностью быстро вносить изменения в конструкцию

Оборудование и материалы

  • FDM-принтер Bambu Lab H2D;
  • модули для гравировки и резки;
  • пластик ABS со стекловолокном (в качестве основного материала);
  • PETG HF;
  • PC для лобового стекла;
  • усиленный углеволокном пластик PPA CF для датчиков;
  • измерительное оборудование;
  • другие материалы, например, фанера.

Оборудование и материалы

  • FDM-принтер Bambu Lab H2D;
  • модули для гравировки и резки;
  • пластик ABS со стекловолокном (в качестве основного материала);
  • PETG HF;
  • PC для лобового стекла;
  • усиленный углеволокном пластик PPA CF для датчиков;
  • измерительное оборудование;
  • другие материалы, например, фанера.

Напечатанная модель

Напечатанная модель

Результат

Аэродинамические испытания проводились на автомагистрали, заменившей дорогую аэротрубу.

Модель была установлена на крыше автомобиля. Хозяин машины экспериментировал с размерами вертикального стабилизатора, скоростями движения и т.д. В результате модель показала базовую стабильность, после чего была запланированы испытания уже в настоящей аэротрубе.

Результат

Аэродинамические испытания проводились на автомагистрали, заменившей дорогую аэротрубу.

Модель была установлена на крыше автомобиля. Хозяин машины экспериментировал с размерами вертикального стабилизатора, скоростями движения и т.д. В результате модель показала базовую стабильность, после чего была запланированы испытания уже в настоящей аэротрубе.

Испытания модели на автотрассе

Испытания модели на автотрассе