Поставщик 3D-оборудования с 2010 года

3D-печать для велосипедов: технологии, материалы, кейсы

Светлана Соколова

Редактор блога Globatek 3D

Спортивная индустрия предъявляет высочайшие требования к кастомизации и эргономичности экипировки, инвентаря, техники. Поэтому в данной сфере активно использует 3D-печать. В этой статье рассказываем, как 3D-технологии применяются в разработке дизайна и производстве велосипедных деталей и аксессуаров.

Спортивная индустрия предъявляет высочайшие требования к кастомизации и эргономичности экипировки, инвентаря, техники. Поэтому в данной сфере активно использует 3D-печать. В этой статье рассказываем, как 3D-технологии применяются в разработке дизайна и производстве велосипедных деталей и аксессуаров.

Что и как печатают для велосипедов?

Сегодня на 3D-принтерах печатают практически все составляющие части велосипедов: рамы, корпуса для аккумуляторов, рулевые механизмы, мелкие компоненты — проушины, крепления, клапаны, а также аксессуары. К 3D-печати прибегают как профессионалы, участвующие в международных соревнованиях, так и простые любители велосипедных прогулок.

Самый популярный предмет печати — седла. Как правило, именно они требуют максимальной кастомизации. С помощью 3D-технологий седлам придают необходимый уровень комфорта, индивидуальности и эргономичности.

Что и как печатают для велосипедов?

Сегодня на 3D-принтерах печатают практически все составляющие части велосипедов: рамы, корпуса для аккумуляторов, рулевые механизмы, мелкие компоненты — проушины, крепления, клапаны, а также аксессуары. К 3D-печати прибегают как профессионалы, участвующие в международных соревнованиях, так и простые любители велосипедных прогулок.

Самый популярный предмет печати — седла. Как правило, именно они требуют максимальной кастомизации. С помощью 3D-технологий седлам придают необходимый уровень комфорта, индивидуальности и эргономичности.

Созданный по индивидуальному заказу профессиональный велосипед Bolide F HR 3D. Рама и вилка напечатаны по технологии SLM из смеси скандия, алюминия и магния. Рама состоит из пяти отдельных компонентов, склеенных в единое целое.

Созданный по индивидуальному заказу профессиональный велосипед Bolide F HR 3D. Рама и вилка напечатаны по технологии SLM из смеси скандия, алюминия и магния. Рама состоит из пяти отдельных компонентов, склеенных в единое целое.

Преимущества 3D-печати

  • Неограниченные возможности для кастомизации сидений и других велосипедных деталей — в зависимости от анатомии, целей и предпочтений заказчика;
  • более высокая скорость изготовления изделий по сравнению с традиционными методами производства;
  • возможность создания быстрых и недорогих прототипов будущих изделий для тестирования;
  • возможность восстановить устаревшие или снятые с производства детали, придав им новые качества;
  • возможность использовать для печати как прочные и одновременно легкие пластики, так и металлы;
  • напечатанные на 3D-принтере детали легче обычных;
  • возможность быстро изготовить сложную конструкцию;
  • 3D-печать способна сочетать нестандартный дизайн с высокой функциональностью.

Преимущества 3D-печати

  • Неограниченные возможности для кастомизации сидений и других велосипедных деталей — в зависимости от анатомии, целей и предпочтений заказчика;
  • более высокая скорость изготовления изделий по сравнению с традиционными методами производства;
  • возможность создания быстрых и недорогих прототипов будущих изделий для тестирования;
  • возможность восстановить устаревшие или снятые с производства детали, придав им новые качества;
  • возможность использовать для печати как прочные и одновременно легкие пластики, так и металлы;
  • напечатанные на 3D-принтере детали легче обычных;
  • возможность быстро изготовить сложную конструкцию;
  • 3D-печать способна сочетать нестандартный дизайн с высокой функциональностью.

Напечатанные металлические проушины

Напечатанные металлические проушины

Какие технологии используются?

Разнообразие технологий 3D-печати для велосипедов велико, а в качестве материалов используются и пластики, и металлы. В числе методов:

  • FDM — послойное построение модели с помощью расплавленного пластика. Готовые изделия отличаются низкой стоимостью, прочностью, износоустойчивостью.
  • SLA — лазерная стереолитография. Жидкий фотополимер послойно отверждается под действием луча лазера. SLA-принтеры отличаются большими камерами построения. Это позволяет целиком печатать крупногабаритные модели или небольшие партии более мелких деталей.

Какие технологии используются?

Разнообразие технологий 3D-печати для велосипедов велико, а в качестве материалов используются и пластики, и металлы. В числе методов:

  • FDM — послойное построение модели с помощью расплавленного пластика. Готовые изделия отличаются низкой стоимостью, прочностью, износоустойчивостью.
  • SLA — лазерная стереолитография. Жидкий фотополимер послойно отверждается под действием луча лазера. SLA-принтеры отличаются большими камерами построения. Это позволяет целиком печатать крупногабаритные модели или небольшие партии более мелких деталей.

Детали, напечатанные по технологии SLA

Детали, напечатанные по технологии SLA

  • Polyjet — послойное отверждение жидкого фотополимера под воздействием ультрафиолетового излучения. Используется в 3D-принтерах Stratasys.
  • MJF — послойная засветка жидкого материала ультрафиолетом. Технология гарантирует высокую детализацию и прекрасное качество поверхностей.
  • SLM — селективное лазерное плавление металлических порошков.
  • Polyjet — послойное отверждение жидкого фотополимера под воздействием ультрафиолетового излучения. Используется в 3D-принтерах Stratasys.
  • MJF — послойная засветка жидкого материала ультрафиолетом. Технология гарантирует высокую детализацию и прекрасное качество поверхностей.
  • SLM — селективное лазерное плавление металлических порошков.

Напечатанные дропауты. Вверху — из титана, внизу — из нержавеющей стали

Напечатанные дропауты. Вверху — из титана, внизу — из нержавеющей стали

SAF — сплавление полимерного порошка при помощи поглощающей инфракрасное излучение жидкости. Еще одна собственная технология производителя 3D-принтеров Stratasys. В 2021 году немецкая компания DQBD GmbH использовала технологию SAF для крупносерийной 3D-печати несущих деталей нового велосипедного седла.

SAF — сплавление полимерного порошка при помощи поглощающей инфракрасное излучение жидкости. Еще одна собственная технология производителя 3D-принтеров Stratasys. В 2021 году немецкая компания DQBD GmbH использовала технологию SAF для крупносерийной 3D-печати несущих деталей нового велосипедного седла.

Разработанное DQBD седло состоит из полужесткого 3D-напечатанного “позвоночника”. Вокруг него формируется подушка

Разработанное DQBD седло состоит из полужесткого 3D-напечатанного “позвоночника”. Вокруг него формируется подушка

DQBD заявила, что благодаря 3D-печати экономит 22 тыс. фунтов стерлингов на всех этапах разработки и производства и сокращает время выполнения заказа с трех-шести месяцев до 10 дней.

DQBD заявила, что благодаря 3D-печати экономит 22 тыс. фунтов стерлингов на всех этапах разработки и производства и сокращает время выполнения заказа с трех-шести месяцев до 10 дней.

3D-печать седел

Многие бренды включают напечатанные седла в свои линейки. Среди преимуществ таких изделий:

  • возможность сделать удобную набивку, устранив недостатки традиционных материалов;
  • долговечность;
  • возможность регулировать плотность определенных участков седла;
  • гибкий дизайн;
  • легкость.

Российский бренд велосипедных седел Bjork совместно с компанией Carbon, Inc. (США) с помощью 3D-печати производит сверхлегкие карбоновые седла Setka. Несмотря на исключительно малый вес — всего 135 г — седло рассчитано на водителя весом 120 кг и сумку весом до 10 кг.

3D-печать седел

Многие бренды включают напечатанные седла в свои линейки. Среди преимуществ таких изделий:

  • возможность сделать удобную набивку, устранив недостатки традиционных материалов;
  • долговечность;
  • возможность регулировать плотность определенных участков седла;
  • гибкий дизайн;
  • легкость.

Российский бренд велосипедных седел Bjork совместно с компанией Carbon, Inc. (США) с помощью 3D-печати производит сверхлегкие карбоновые седла Setka. Несмотря на исключительно малый вес — всего 135 г — седло рассчитано на водителя весом 120 кг и сумку весом до 10 кг.

Карбоновое седло Setka. Цена 39 500 р.

Карбоновое седло Setka. Цена 39 500 р.

Внутри седла находится набивка из углеродного композита. Ее конструкция включает в себя девять зон переменной жесткости, обеспечивающей поддержку в зависимости от того, как райдер сидит на разных частях седла.

Внутри седла находится набивка из углеродного композита. Ее конструкция включает в себя девять зон переменной жесткости, обеспечивающей поддержку в зависимости от того, как райдер сидит на разных частях седла.

Cедло выдерживает нагрузки при езде по шоссейным и гравийным покрытиям и горам

Cедло выдерживает нагрузки при езде по шоссейным и гравийным покрытиям и горам

Еще один пример. Компания Posedla (Чехия) разработала систему для 3D-печати велосипедных сидений с использованием 3D-принтера, работающего по технологии MJF. Чтобы создать индивидуальное седло, требуется лишь знание предпочтений гонщика и отпечаток его седалищных костей. Разные части седла могут быть изготовлены с разной жесткостью.

Еще один пример. Компания Posedla (Чехия) разработала систему для 3D-печати велосипедных сидений с использованием 3D-принтера, работающего по технологии MJF. Чтобы создать индивидуальное седло, требуется лишь знание предпочтений гонщика и отпечаток его седалищных костей. Разные части седла могут быть изготовлены с разной жесткостью.

Система для фиксации параметров седалищных костей райдера

Система для фиксации параметров седалищных костей райдера

Седла Posedla, напечатанные на 3D-принтере, разработаны так, чтобы точно выдерживать вес райдера и обеспечивать больший комфорт, чем стандартные модели. Средняя стоимость одного седла составляет 490 долларов.

Седла Posedla, напечатанные на 3D-принтере, разработаны так, чтобы точно выдерживать вес райдера и обеспечивать больший комфорт, чем стандартные модели. Средняя стоимость одного седла составляет 490 долларов.

Напечатанное седло, учитывающее анатомию райдера

Напечатанное седло, учитывающее анатомию райдера

Ячеистое сиденье

Дизайнеры китайской компании ProtoFab (Vistar) разработали велосипедное сиденье с ячеистой полой структурой. Оно не только учитывает особенности человеческой анатомии, но и остается относительно сухим после дождя, а также хорошо пропускает воздух.

Ячеистое сиденье

Дизайнеры китайской компании ProtoFab (Vistar) разработали велосипедное сиденье с ячеистой полой структурой. Оно не только учитывает особенности человеческой анатомии, но и остается относительно сухим после дождя, а также хорошо пропускает воздух.

После того, как дизайнер завершил 3D-моделирование, специалисты сразу приступили к печати цельной детали. Изготовление вместе с моделированием заняло два дня. В качестве материала для печати был использован светочувствительный полимер. Технология 3D-печати — SLA.

3D-печать разных деталей

Рама из PLA

Итальянская дизайн-студия Eurocompositi разработала функциональную раму для горного велосипеда. Изделие было напечатано на 3D-принтере биоразлагаемым и пригодным для вторичной переработки пластиком PLA. Кроме того, для 3D-печати рамы потребовалось меньше энергии, чем для производства ее традиционными методами.

После того, как дизайнер завершил 3D-моделирование, специалисты сразу приступили к печати цельной детали. Изготовление вместе с моделированием заняло два дня. В качестве материала для печати был использован светочувствительный полимер. Технология 3D-печати — SLA.

3D-печать разных деталей

Рама из PLA

Итальянская дизайн-студия Eurocompositi разработала функциональную раму для горного велосипеда. Изделие было напечатано на 3D-принтере биоразлагаемым и пригодным для вторичной переработки пластиком PLA. Кроме того, для 3D-печати рамы потребовалось меньше энергии, чем для производства ее традиционными методами.

Благодаря внутреннему поперечному сечению рама из PLA очень прочная

Благодаря внутреннему поперечному сечению рама из PLA очень прочная

Рама велосипеда спроектирована с использованием современного программного обеспечения для 3D-моделирования и генеративных алгоритмов, которые создают уникальные формы и размеры трубок, сохраняющих необходимую жесткость и долговечность. Каждая деталь напечатана на FDM-принтере индивидуально и имеет пазы и соединения, что делает сборку очень быстрой и прочной.

Рама велосипеда спроектирована с использованием современного программного обеспечения для 3D-моделирования и генеративных алгоритмов, которые создают уникальные формы и размеры трубок, сохраняющих необходимую жесткость и долговечность. Каждая деталь напечатана на FDM-принтере индивидуально и имеет пазы и соединения, что делает сборку очень быстрой и прочной.

Напечатанные части рамы легко собираются вместе

Напечатанные части рамы легко собираются вместе

Сетчатая рама

Промышленный дизайнер из Австралии Джеймс Новак разработал велосипедную раму, обладающую сетчатой текстурой и учитывающую пропорции тела райдера.

Сетчатая рама

Промышленный дизайнер из Австралии Джеймс Новак разработал велосипедную раму, обладающую сетчатой текстурой и учитывающую пропорции тела райдера.

Рама была напечатана материалом Mammoth, в основе которого — отвержденный с помощью лазера жидкий полимер. Mammoth используется для печати гигантских моделей с размерами до 2100 x 700 x 800 мм по технологии SLA. Изделия из этого материала обладают превосходной гладкой поверхностью.

Рама была напечатана материалом Mammoth, в основе которого — отвержденный с помощью лазера жидкий полимер. Mammoth используется для печати гигантских моделей с размерами до 2100 x 700 x 800 мм по технологии SLA. Изделия из этого материала обладают превосходной гладкой поверхностью.

3D-печать для гоночного велосипеда

В 2020 году производитель гоночных велосипедов для Tour de France Colnago (Италия) заказал для одной из своих моделей 3D-печатные раму и руль. Детали были изготовлены методом FDM в течение 8-12 часов. Возможность напечатать прототип в масштабе 1:1 и быстро его протестировать позволила ускорить цикл разработки и оптимизировать продукт без лишних затрат. На этом велосипеде спортсмен Таджей Погачар выиграл Tour de France-2020.

3D-печать для гоночного велосипеда

В 2020 году производитель гоночных велосипедов для Tour de France Colnago (Италия) заказал для одной из своих моделей 3D-печатные раму и руль. Детали были изготовлены методом FDM в течение 8-12 часов. Возможность напечатать прототип в масштабе 1:1 и быстро его протестировать позволила ускорить цикл разработки и оптимизировать продукт без лишних затрат. На этом велосипеде спортсмен Таджей Погачар выиграл Tour de France-2020.

Желтый велосипед Colnago с 3D-печатными элементами

Желтый велосипед Colnago с 3D-печатными элементами

Корпус для аккумулятора и контроллера

Проект — электрификация велосипеда своими руками с помощью 3D-печатных деталей. Этапы работы:

  • реверс-инжиниринг: фотосъемка велосипеда в профиль и получение при помощи пластилина объемного слепка нижней трубы, к которой крепится корпус аккумулятора.

  • 3D-моделирование на основе полученных снимков и слепков.

  • 3D-печать. Материал — пластик АБС.

Корпус для аккумулятора и контроллера

Проект — электрификация велосипеда своими руками с помощью 3D-печатных деталей. Этапы работы:

  • реверс-инжиниринг: фотосъемка велосипеда в профиль и получение при помощи пластилина объемного слепка нижней трубы, к которой крепится корпус аккумулятора.

  • 3D-моделирование на основе полученных снимков и слепков.

  • 3D-печать. Материал — пластик АБС.

Еще один пример 3D-печати корпуса аккумулятора для велосипеда. Материал — АБС пластик. Длина — более 40 см. Сделано в студии 3D-печати Space, Чебоксары.

Еще один пример 3D-печати корпуса аккумулятора для велосипеда. Материал — АБС пластик. Длина — более 40 см. Сделано в студии 3D-печати Space, Чебоксары.

3D-печать велосипедных аксессуаров

3D-печать велосипедных аксессуаров

Держатель для бутылки. Источник: the3d.ru

Держатель для бутылки. Источник: the3d.ru

Крепление для фляги. Источник: the3d.ru

Крепление для фляги. Источник: the3d.ru

Ручка для переноски

Материал — универсальный пластик. Цена от 39,91 евро

Ручка для переноски

Материал — универсальный пластик. Цена от 39,91 евро

Держатель для бутылки

Материал — универсальный пластик. Цена от 26, 18 евро

Держатель для бутылки

Материал — универсальный пластик. Цена от 26, 18 евро

Колпачки клапанов

Материал – универсальный пластик. Цена от 13,08 евро

Колпачки клапанов

Материал – универсальный пластик. Цена от 13,08 евро

Встроенный карман для руля — пространство для хранения мелочей

Встроенный карман для руля — пространство для хранения мелочей


В статье использованы материалы YouTube-канала @NurgalinRuslan и страницы https://vk.com/3dprintspace


В статье использованы материалы YouTube-канала @NurgalinRuslan и страницы https://vk.com/3dprintspace

Помощь в выборе 3D-принтера

Позвоните +7 495 646-15-33

Написать в WhatsApp

Оставьте заявку на звонок

Приходите в наш демозал

Узнать больше

Я подтверждаю достоверность введенных мною сведений и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствие c политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.