Создание тактильных копий музейных экспонатов для людей с нарушениями зрения
Оригиналы музейных сокровищ недоступны слабовидящим и незрячим людям. Чтобы они могли ощутить форму, текстуру, детали картин, скульптур и археологических находок, для них разрабатывают объемные копии объектов. Рассказываем, как музеи успешно применяют 3D-сканирование и 3D-печать в создании тактильных моделей.
Оригиналы музейных сокровищ недоступны слабовидящим и незрячим людям. Чтобы они могли ощутить форму, текстуру, детали картин, скульптур и археологических находок, для них разрабатывают объемные копии объектов. Рассказываем, как музеи успешно применяют 3D-сканирование и 3D-печать в создании тактильных моделей.
Как используют 3D-технологии?
С помощью 3D-сканеров получают точные цифровые копии физических объектов, фиксируя даже самые мелкие детали и текстуры. На основе этих сканов разрабатываются 3D-модели для преобразования в тактильные версии экспонатов — часто с помощью 3D-принтеров.
3D-печать выполняется с использованием различных материалов, в том числе пластика и металла. Важно, чтобы тактильные копии легко воспринимались на ощупь, поэтому при проектировании в них включают гладкие, шероховатые и рельефные текстуры, а некоторые детали специально увеличивают в размерах.
3D-печать позволяет адаптировать формы и размеры для комфортного исследования руками. Печатают не только экспонаты, но и дополнительные элементы, например, тактильные панели с кнопками. В сочетании со звуковыми или вибрационными устройствами экспонаты становятся еще более информативными.
Как используют 3D-технологии?
С помощью 3D-сканеров получают точные цифровые копии физических объектов, фиксируя даже самые мелкие детали и текстуры. На основе этих сканов разрабатываются 3D-модели для преобразования в тактильные версии экспонатов — часто с помощью 3D-принтеров.
3D-печать выполняется с использованием различных материалов, в том числе пластика и металла. Важно, чтобы тактильные копии легко воспринимались на ощупь, поэтому при проектировании в них включают гладкие, шероховатые и рельефные текстуры, а некоторые детали специально увеличивают в размерах.
3D-печать позволяет адаптировать формы и размеры для комфортного исследования руками. Печатают не только экспонаты, но и дополнительные элементы, например, тактильные панели с кнопками. В сочетании со звуковыми или вибрационными устройствами экспонаты становятся еще более информативными.
Муниципальные музеи Фрайбурга заказали тактильные модели гравюр художника Ханса Бальдунга (XV-XVI вв). Оригиналы были оцифрованы с помощью 3D-моделирования и напечатаны методом селективного лазерного спекания SLS из пластика
Муниципальные музеи Фрайбурга заказали тактильные модели гравюр художника Ханса Бальдунга (XV-XVI вв). Оригиналы были оцифрованы с помощью 3D-моделирования и напечатаны методом селективного лазерного спекания SLS из пластика
Оригинальная гравюра
Тактильная копия. Удалось сохранить мельчайшие детали, такие как гривы лошадей
Оригинальная гравюра
Тактильная копия. Удалось сохранить мельчайшие детали, такие как гривы лошадей
Экспонаты Ивановского государственного историко-краеведческого музея
В октябре этого года в Ивановском государственном историко-краеведческом музее имени Д. Г. Бурылина были представлены тактильные макеты различных экспонатов, таких как бюст мецената Бурылина, посмертная маска Пушкина, камергерский ключ эпохи Александра II, фигурка египетского скарабея.
Специалисты оцифровали оригиналы с помощью 3D-сканера и выполнили макеты из различных материалов: бюст, маску и фигурку скарабея — из пластика, ключ — из бронзы. Были переданы даже дефекты оригинальных поверхностей, такие как царапины и шероховатости. 3D-сканирование позволяет захватить мельчайшие детали и перенести их сначала на мягкий материал, а потом на плотный.
Экспонаты Ивановского государственного историко-краеведческого музея
В октябре этого года в Ивановском государственном историко-краеведческом музее имени Д. Г. Бурылина были представлены тактильные макеты различных экспонатов, таких как бюст мецената Бурылина, посмертная маска Пушкина, камергерский ключ эпохи Александра II, фигурка египетского скарабея.
Специалисты оцифровали оригиналы с помощью 3D-сканера и выполнили макеты из различных материалов: бюст, маску и фигурку скарабея — из пластика, ключ — из бронзы. Были переданы даже дефекты оригинальных поверхностей, такие как царапины и шероховатости. 3D-сканирование позволяет захватить мельчайшие детали и перенести их сначала на мягкий материал, а потом на плотный.
Источник: https://ivteleradio.ru/
Источник: https://ivteleradio.ru/
Источник: https://ivteleradio.ru/
Источник: https://ivteleradio.ru/
Источник: https://ivteleradio.ru/
Источник: https://ivteleradio.ru/
Автопортрет Рембрандта
Государственный Эрмитаж уже много лет развивает инклюзивный проект "Незримое искусство. Расширяя границы возможного". Первым экспонатом уникальной выставки стала рельефная модель "Автопортрета с затененными глазами" Рембрандта. На основе цифровой трехмерной модели картины был изготовлен лепной скульптурный портрет. Его отсканировали с помощью оптического 3D-сканера AICON и доработали в 3D-программах, после чего сделали финальную копию из полимерного материала.
На фото ниже — основные этапы создания рельефной картины. Источник: https://www.hermitagemuseum.org/.
Автопортрет Рембрандта
Государственный Эрмитаж уже много лет развивает инклюзивный проект "Незримое искусство. Расширяя границы возможного". Первым экспонатом уникальной выставки стала рельефная модель "Автопортрета с затененными глазами" Рембрандта. На основе цифровой трехмерной модели картины был изготовлен лепной скульптурный портрет. Его отсканировали с помощью оптического 3D-сканера AICON и доработали в 3D-программах, после чего сделали финальную копию из полимерного материала.
На фото ниже — основные этапы создания рельефной картины. Источник: https://www.hermitagemuseum.org/.
Планирование участков с мелкой топологией на цифровой модели
Подготовлена высокополигональная 3D-модель
Планирование участков с мелкой топологией на цифровой модели
Подготовлена высокополигональная 3D-модель
Изготовление лепного портрета
Изготовление объемного портрета
Изготовление лепного портрета
Изготовление объемного портрета
Сканирование объемного портрета 3D-сканером AICON
Сканирование объемного портрета 3D-сканером AICON
Оригинальный автопортрет
Рельефная копия
Оригинальный автопортрет
Рельефная копия
Археологические артефакты
Компания 3DZ (Италия) оцифровывает экспонаты с помощью Artec Eva в Национальном этрусском музее Мардзаботто и Национальном археологическом музее Феррары. 3D-модели печатаются на 3D-принтере с использованием материалов, максимально приближенных к оригиналу, таких как керамика, мрамор и бронза, чтобы позволить слепым и слабовидящим посетителям музеев буквально чувствовать форму и текстуру исторических экспонатов.
Археологические артефакты
Компания 3DZ (Италия) оцифровывает экспонаты с помощью Artec Eva в Национальном этрусском музее Мардзаботто и Национальном археологическом музее Феррары. 3D-модели печатаются на 3D-принтере с использованием материалов, максимально приближенных к оригиналу, таких как керамика, мрамор и бронза, чтобы позволить слепым и слабовидящим посетителям музеев буквально чувствовать форму и текстуру исторических экспонатов.
Сканирование Artec Eva аттического кратера из керамики, III в. до н. э.
Работа со сканами в 3D-редакторе
Сканирование Artec Eva аттического кратера из керамики, III в. до н. э.
Работа со сканами в 3D-редакторе
Результат
Результат