Ученые Пермского Политеха снизили массу авиационного насоса на 38% благодаря 3D-печати металлом
Исследователи из Пермского политехнического университета (ПНИПУ) существенно облегчили корпус авиационного шестеренного насоса, сохранив при этом его прочность. Снижение веса агрегатов, используемых в авиации, крайне важно, поскольку масса самолета напрямую влияет на его летные характеристики и безопасность.
Исследователи из Пермского политехнического университета (ПНИПУ) существенно облегчили корпус авиационного шестеренного насоса, сохранив при этом его прочность. Снижение веса агрегатов, используемых в авиации, крайне важно, поскольку масса самолета напрямую влияет на его летные характеристики и безопасность.
Особенности исходного корпуса:
- масса 6 кг;
- материал: алюминиевый сплав AK4-1;
- слишком толстые стенки;
- большое количество сверлений для внутренних каналов;
- необходимость в установке заглушек;
- трудоемкость сборки и, как следствие, высокая стоимость производства.
Все эти факторы увеличивали вес, размеры и цену агрегата, но снижали его надежность.
Особенности исходного корпуса:
- масса 6 кг;
- материал: алюминиевый сплав AK4-1;
- слишком толстые стенки;
- большое количество сверлений для внутренних каналов;
- необходимость в установке заглушек;
- трудоемкость сборки и, как следствие, высокая стоимость производства.
Все эти факторы увеличивали вес, размеры и цену агрегата, но снижали его надежность.
Корпус авиационного насоса до оптимизации конструкции. Фото: Виталий Вишняков
Корпус авиационного насоса до оптимизации конструкции. Фото: Виталий Вишняков
Технология изготовления
Традиционные методы производства авиационных насосов — фрезеровка, литье, сверление — приводят к громоздким и тяжелым конструкциям с избыточным количеством деталей, сложной сборкой и высокой стоимостью.
Поэтому переработанный вариант корпуса был изготовлен с помощью 3D-печати на промышленном принтере 3D Systems ProX DMP320. Технология — прямое лазерное сплавление металла.
Сплав AK4-1 заменили на легкий и высокопрочный AlSi10Mg, часто используемый в 3D-печати.
При печати использовали минимальное количество поддержек.
Технология изготовления
Традиционные методы производства авиационных насосов — фрезеровка, литье, сверление — приводят к громоздким и тяжелым конструкциям с избыточным количеством деталей, сложной сборкой и высокой стоимостью.
Поэтому переработанный вариант корпуса был изготовлен с помощью 3D-печати на промышленном принтере 3D Systems ProX DMP320. Технология — прямое лазерное сплавление металла.
Сплав AK4-1 заменили на легкий и высокопрочный AlSi10Mg, часто используемый в 3D-печати.
При печати использовали минимальное количество поддержек.
Что изменилось в новой конструкции?
-
Вместо сборки из множества деталей с болтами, заглушками и сложными соединениями 3D-печать позволила сразу создать цельную конструкцию.
-
Проработка топологии с учетом возможностей 3D-принтера позволила оптимизировать конструкцию так, что масса корпуса снизилась на 38,5% и составила 3,7 кг.
-
Общая масса агрегата снизилась на 17%.
Что изменилось в новой конструкции?
-
Вместо сборки из множества деталей с болтами, заглушками и сложными соединениями 3D-печать позволила сразу создать цельную конструкцию.
-
Проработка топологии с учетом возможностей 3D-принтера позволила оптимизировать конструкцию так, что масса корпуса снизилась на 38,5% и составила 3,7 кг.
-
Общая масса агрегата снизилась на 17%.
Корпус насоса после печати. Фото: Виталий Вишняков, пресс-служба ПНИПУ
Корпус насоса после печати. Фото: Виталий Вишняков, пресс-служба ПНИПУ
-
Надежность насоса повысилась, а трудоемкость его изготовления снизилась. Исследователям удалось сократить количество операций, необходимых для производства, с 40 до 31, время механической обработки — с 4 000 до 1 100 минут, а термической — с 1 800 до 400.
-
Были внесены и другие конструктивные изменения. При этом удалось сохранить прочность корпуса.
-
Надежность насоса повысилась, а трудоемкость его изготовления снизилась. Исследователям удалось сократить количество операций, необходимых для производства, с 40 до 31, время механической обработки — с 4 000 до 1 100 минут, а термической — с 1 800 до 400.
-
Были внесены и другие конструктивные изменения. При этом удалось сохранить прочность корпуса.
Корпус насоса после удаления поддержек. Фото: Виталий Вишняков
Корпус насоса после удаления поддержек. Фото: Виталий Вишняков
Перспективы
По данным сайта ПНИПУ, разработанная конструкция успешно прошла испытания, ведется подготовка к серийному производству. Планируется модернизация подшипников и подпятников шестерен, что позволит еще больше снизить массу насоса.
Исследование провели на примере конкретной модели, но эти методы можно применить и к другим гидравлическим агрегатам.
Перспективы
По данным сайта ПНИПУ, разработанная конструкция успешно прошла испытания, ведется подготовка к серийному производству. Планируется модернизация подшипников и подпятников шестерен, что позволит еще больше снизить массу насоса.
Исследование провели на примере конкретной модели, но эти методы можно применить и к другим гидравлическим агрегатам.
Шестеренный насос до и после оптимизации. Фото: Виталий Вишняков
Шестеренный насос до и после оптимизации. Фото: Виталий Вишняков
Источники информации:
-
Статья «Разработка конструктивного исполнения корпуса авиационного шестеренного насоса», опубликованная в сборнике материалов конференции «Химия. Экология. Урбанистика». Автор Виталий Вишняков, магистрант Передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» ПНИПУ. Исследование проведено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
-
Сайт Пермского Политеха https://pstu.ru.
Источники информации:
-
Статья «Разработка конструктивного исполнения корпуса авиационного шестеренного насоса», опубликованная в сборнике материалов конференции «Химия. Экология. Урбанистика». Автор Виталий Вишняков, магистрант Передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» ПНИПУ. Исследование проведено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
-
Сайт Пермского Политеха https://pstu.ru.