Внедряем 3D‑оборудование в производство и бизнес с 2010 года

3D-печать для общественного транспорта: как ускорять разработки и экономить

Евгений Белых

Инженер по 3D‑печати, эксперт по материалам и технологиям

3D-печать становится все более популярным решением для производства компонентов поездов, автобусов и трамваев по всему миру. Компании выбирают печать пластиком, полимерными порошками и даже металлом, потому что ценят преимущества технологии: скорость, экономичность и возможность без лишних затрат подстраиваться под требования каждого клиента. В этой статье рассказываем о реальных примерах использования 3D-печати для нужд общественного транспорта.

3D-печать становится все более популярным решением для производства компонентов поездов, автобусов и трамваев по всему миру. Компании выбирают печать пластиком, полимерными порошками и даже металлом, потому что ценят преимущества технологии: скорость, экономичность и возможность без лишних затрат подстраиваться под требования каждого клиента. В этой статье рассказываем о реальных примерах использования 3D-печати для нужд общественного транспорта.

Преимущества технологии 3D-печати

  • Наличие собственного 3D-принтера на предприятии позволяет ремонтировать или заменять детали всего за несколько минут или часов.
  • Быстрое прототипирование и тестирование деталей.
  • 3D-печать значительно снижает вес деталей благодаря оптимальному выбору материалов и проектированию сложной геометрии.
  • Ощутимая экономия времени, так как зачастую достаточно отправить модель на печать и настроить принтер. При этом оснастка не требуется.
  • Возможность проектирования и производства индивидуальных компонентов.
  • 3D-печать способствует внедрению цифрового склада, что помогает решить проблему нехватки запасных частей.

Преимущества технологии 3D-печати

  • Наличие собственного 3D-принтера на предприятии позволяет ремонтировать или заменять детали всего за несколько минут или часов.
  • Быстрое прототипирование и тестирование деталей.
  • 3D-печать значительно снижает вес деталей благодаря оптимальному выбору материалов и проектированию сложной геометрии.
  • Ощутимая экономия времени, так как зачастую достаточно отправить модель на печать и настроить принтер. При этом оснастка не требуется.
  • Возможность проектирования и производства индивидуальных компонентов.
  • 3D-печать способствует внедрению цифрового склада, что помогает решить проблему нехватки запасных частей.

Какие задачи решает 3D-печать?

  • Печать функциональных деталей;
  • ремонт;
  • восстановление деталей путем реверс-инжиниринга;
  • прототипирование;
  • кастомизация: например, в целях создания доступной среды для пассажиров и повышения их комфорта;
  • хранение цифровых моделей деталей для печати по требованию.

Какие задачи решает 3D-печать?

  • Печать функциональных деталей;
  • ремонт;
  • восстановление деталей путем реверс-инжиниринга;
  • прототипирование;
  • кастомизация: например, в целях создания доступной среды для пассажиров и повышения их комфорта;
  • хранение цифровых моделей деталей для печати по требованию.

Слева: 3D-печатный отсек для купюр в боковой панели рядом с водительским местом. Справа: как этот отсек выглядит

Слева: 3D-печатный отсек для купюр в боковой панели рядом с водительским местом. Справа: как этот отсек выглядит

Кейсы

Сервис печати по требованию

В январе 2025 года производитель автобусов Daimler Buses (Германия) анонсировал решение для удаленной печати запасных частей грузовых автомобилей, автобусов и автодомов.

Потребители услуги — компании в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Печать по требованию позволяет им сокращать время доставки запчастей и минимизировать простои транспорта.

Партнер Daimler Buses — производитель промышленных 3D-принтеров 3D Systems.

Кейсы

Сервис печати по требованию

В январе 2025 года производитель автобусов Daimler Buses (Германия) анонсировал решение для удаленной печати запасных частей грузовых автомобилей, автобусов и автодомов.

Потребители услуги — компании в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Печать по требованию позволяет им сокращать время доставки запчастей и минимизировать простои транспорта.

Партнер Daimler Buses — производитель промышленных 3D-принтеров 3D Systems.

Принтер SLS 380 компании 3D Systems: ключевой элемент децентрализованного производства запасных частей Daimler Buses

Принтер SLS 380 компании 3D Systems: ключевой элемент децентрализованного производства запасных частей Daimler Buses

Решение особенно актуально в случаях, когда отсутствие пары критических важных деталей может вывести автомобиль из строя на несколько недель из-за ограниченности местной цепочки поставок.

Теперь перевозчики могут сотрудничать с ближайшими сервисными центрами для быстрого производства необходимых деталей по запросу.

На момент запуска проекта была доступна 3D-печать деталей при помощи спекания полимерных порошков (технология SLS).

Решение особенно актуально в случаях, когда отсутствие пары критических важных деталей может вывести автомобиль из строя на несколько недель из-за ограниченности местной цепочки поставок.

Теперь перевозчики могут сотрудничать с ближайшими сервисными центрами для быстрого производства необходимых деталей по запросу.

На момент запуска проекта была доступна 3D-печать деталей при помощи спекания полимерных порошков (технология SLS).

SLS-детали

SLS-детали

Аппараты для проверки NFC-стикеров

Такие 3D-печатные валидаторы установлены в городских автобусах в Будапеште.

Фото: пользователь Reddit Zolka29.

Аппараты для проверки NFC-стикеров

Такие 3D-печатные валидаторы установлены в городских автобусах в Будапеште.

Фото: пользователь Reddit Zolka29.

Замена компонентов поездов

Основная задача отдела 3D-печати компании Knorr-Bremse Rail Systems (Дания) — борьба с моральным устареванием компонентов поездов. Здесь разрабатывают замену для запчастей, которые больше нельзя приобрести у оригинальных производителей.

Для печати используют, в основном, огнестойкий PETG и PC.

Узнайте, как РЖД развивает 3D-печать >>

Замена компонентов поездов

Основная задача отдела 3D-печати компании Knorr-Bremse Rail Systems (Дания) — борьба с моральным устареванием компонентов поездов. Здесь разрабатывают замену для запчастей, которые больше нельзя приобрести у оригинальных производителей.

Для печати используют, в основном, огнестойкий PETG и PC.

Узнайте, как РЖД развивает 3D-печать >>

Крышка для батареи в переносном терминале

Корпус, который больше нельзя купить. Прототип был напечатан на настольном FDM-принтере, а конечная деталь на SLS-принтере

Крышка для батареи в переносном терминале

Корпус, который больше нельзя купить. Прототип был напечатан на настольном FDM-принтере, а конечная деталь на SLS-принтере

Светодиодная матрица для информационных дип

Светодиодная матрица для информационных дип

Более прочная модификация шестеренки. Оригинальная деталь была ненадежной в месте соединения

Новые 3D-печатные шестеренки

Более прочная модификация шестеренки. Оригинальная деталь была ненадежной в месте соединения

Новые 3D-печатные шестеренки

Детали для трамваев

Alstom, французский транснациональный производитель железнодорожных составов, печатает запчасти на 3D-принтере для алжирской компании Sétif Tramways.

Ранее фары трамваев повреждались из-за воды и мелких камней, попадающих в щели. Эту проблему удалось решить с помощью резиновых дренажных пробок, напечатанных Alstom на FDM-принтере Stratasys F370.

Материал — TPU 92A, прочный эластомер, обеспечивающий необходимую гибкость и эластичность, а также устойчивость к истиранию и разрыву.

Детали были получены за 48 часов вместо обычных 45 дней. Кроме того, благодаря использованию 3D-печати Sétif сэкономила около 6000 евро.

Детали для трамваев

Alstom, французский транснациональный производитель железнодорожных составов, печатает запчасти на 3D-принтере для алжирской компании Sétif Tramways.

Ранее фары трамваев повреждались из-за воды и мелких камней, попадающих в щели. Эту проблему удалось решить с помощью резиновых дренажных пробок, напечатанных Alstom на FDM-принтере Stratasys F370.

Материал — TPU 92A, прочный эластомер, обеспечивающий необходимую гибкость и эластичность, а также устойчивость к истиранию и разрыву.

Детали были получены за 48 часов вместо обычных 45 дней. Кроме того, благодаря использованию 3D-печати Sétif сэкономила около 6000 евро.

Заглушки из термопластичного полиуретана, напечатанные на 3D-принтере Stratasys

Трамвай Sétif Tramways

Заглушки из термопластичного полиуретана, напечатанные на 3D-принтере Stratasys

Трамвай Sétif Tramways

Детали для поездов по всему миру

Компания Alstom печатает детали для общественного транспорта по всему миру, используя десятки различных полимеров, керамику и металл (алюминий, разные виды стали, титан).

Ассортимент деталей очень широкий и, к примеру, включает в себя корпуса фар для поездов, детали для кондиционеров поездов метро, фиксаторы аккумуляторов, крючки для штор в вагонах и многое другое.

3D-печать в производстве и ремонте железнодорожного транспорта >>

Детали для поездов по всему миру

Компания Alstom печатает детали для общественного транспорта по всему миру, используя десятки различных полимеров, керамику и металл (алюминий, разные виды стали, титан).

Ассортимент деталей очень широкий и, к примеру, включает в себя корпуса фар для поездов, детали для кондиционеров поездов метро, фиксаторы аккумуляторов, крючки для штор в вагонах и многое другое.

3D-печать в производстве и ремонте железнодорожного транспорта >>

Помощь в выборе 3D-принтера

Оставьте заявку — мы перезвоним и ответим на все вопросы

Позвоните +7 495 646-15-33

чтобы получить консультацию инженеров Глобатэк по выбору профессионального 3D-сканера

Приходите в наш демозал

чтобы увидеть в деле лучшие системы 3D‑печати

Я подтверждаю достоверность введенных мною сведений и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствие c политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.