Поставщик 3D-оборудования с 2010 года

Применение 3D-сканера в подготовке гоночного автомобиля: опыт команды Takayama Forward Auto

Константин Иннокентьев

Инженер 3D‑сканирования, эксперт по метрологии

Дрифт-команда из Красноярска Takayama Forward Auto во время подготовки к открытию сезона 2024 построила первый в России профессиональный гоночный автомобиль на базе спорткара Nissan 400Z. В процессе его создания инженеры во многом полагались на 3D-сканер Shining EinScan HX.

Дрифт-команда из Красноярска Takayama Forward Auto во время подготовки к открытию сезона 2024 построила первый в России профессиональный гоночный автомобиль на базе спорткара Nissan 400Z. В процессе его создания инженеры во многом полагались на 3D-сканер Shining EinScan HX.

Nissan 400Z. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Nissan 400Z. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Задача заключалась в том, чтобы разобрать Nissan 400Z и на его платформе построить, по сути, новый автомобиль: максимально облегченный, подготовленный к боевым условиям и удобный для пилота. При этом было необходимо успеть к началу гоночного сезона 2024.

Проект должен был заменить Nissan Silvia S15 — предыдущую машину топ-пилота и основателя Takayama Forward Auto Георгия Чивчяна. Для него же создавался и новый спорткар. Процесс пересборки Nissan 400Z занял один год.

Задача заключалась в том, чтобы разобрать Nissan 400Z и на его платформе построить, по сути, новый автомобиль: максимально облегченный, подготовленный к боевым условиям и удобный для пилота. При этом было необходимо успеть к началу гоночного сезона 2024.

Проект должен был заменить Nissan Silvia S15 — предыдущую машину топ-пилота и основателя Takayama Forward Auto Георгия Чивчяна. Для него же создавался и новый спорткар. Процесс пересборки Nissan 400Z занял один год.

Подготовленный к сканированию кузов Nissan 400Z. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Подготовленный к сканированию кузов Nissan 400Z. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Сначала инженеры отсканировали Nissan 400Z полностью собранным. Потом они сняли наружные детали и полностью отсканировали машину еще раз. После этого разобрали салон и снова провели сканирование.

Самой большой проблемой стал вес машины, поэтому пришлось избавляться от всего лишнего, в том заменять часть металлических деталей на карбоновые. Все необходимые детали, кроме рамы и некоторых молдингов, были спроектированы с нуля на компьютере на базе сканов заводских деталей автомобиля.

Сначала инженеры отсканировали Nissan 400Z полностью собранным. Потом они сняли наружные детали и полностью отсканировали машину еще раз. После этого разобрали салон и снова провели сканирование.

Самой большой проблемой стал вес машины, поэтому пришлось избавляться от всего лишнего, в том заменять часть металлических деталей на карбоновые. Все необходимые детали, кроме рамы и некоторых молдингов, были спроектированы с нуля на компьютере на базе сканов заводских деталей автомобиля.

Источник: https://t.me/forwardauto_official

Источник: https://t.me/forwardauto_official

Источник: https://t.me/forwardauto_official

Источник: https://t.me/forwardauto_official

Салон Nissan Silvia S15 тоже полностью отсканировали и на этапе 3D-моделирования перенесли все органы управления и нюансы посадки в новую машину. Это позволило сразу найти оптимальное положение пилота за рулем, сэкономив время и силы команды.

Георгий Гивчян, топ-пилот, основатель Takayama Forward Auto:

Когда ты в боевом режиме, тебе нужно, чтобы все было максимально удобно. Мы отсканировали салон моей “Сильвии”, которую я годами вымерял, и свою посадку менял, и эта репетиция длилась достаточно долгое время. В общем, наши инженеры приняли решение, что они хотят отсканировать “Сильвию” в салоне… Когда я поехал на этом автомобиле, я почувствовал себя максимально комфортно.

Салон Nissan Silvia S15 тоже полностью отсканировали и на этапе 3D-моделирования перенесли все органы управления и нюансы посадки в новую машину. Это позволило сразу найти оптимальное положение пилота за рулем, сэкономив время и силы команды.

Георгий Гивчян, топ-пилот, основатель Takayama Forward Auto:

Когда ты в боевом режиме, тебе нужно, чтобы все было максимально удобно. Мы отсканировали салон моей “Сильвии”, которую я годами вымерял, и свою посадку менял, и эта репетиция длилась достаточно долгое время. В общем, наши инженеры приняли решение, что они хотят отсканировать “Сильвию” в салоне… Когда я поехал на этом автомобиле, я почувствовал себя максимально комфортно.

3D-модель салона на базе сканов. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

3D-модель салона на базе сканов. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Каркас безопасности также сначала полностью спроектировали в программе для 3D-моделирования. Инженеры постарались сделать так, чтобы деталь прилегала максимально плотно к крыше, оставляя больше места над головой пилота.

Каркас был выполнен из хром-молибденовой трубы диаметром 38 мм. Он весил на 15 кг меньше, чем если бы был выполнен из стали, как изначально планировалось.

Каркас безопасности также сначала полностью спроектировали в программе для 3D-моделирования. Инженеры постарались сделать так, чтобы деталь прилегала максимально плотно к крыше, оставляя больше места над головой пилота.

Каркас был выполнен из хром-молибденовой трубы диаметром 38 мм. Он весил на 15 кг меньше, чем если бы был выполнен из стали, как изначально планировалось.

Цифровая модель каркаса. Источник: https://t.me/forwardauto_official/1154

Цифровая модель каркаса. Источник: https://t.me/forwardauto_official/1154

Цифровая модель каркаса. Источник: https://t.me/forwardauto_official/1154

Цифровая модель каркаса. Источник: https://t.me/forwardauto_official/1154

Уникальность проекта заключается в том, что новый спорткар построили целиком в виртуальной среде.

Если раньше инженеры Forward Auto проводили измерения вручную, используя штангенциркули, рулетки и различные шаблоны, то сейчас в 80% случаев им достаточно хорошей 3D-модели, созданной на базе сканов.

Благодаря новым подходам в проектировании, команда успела завершить проект к открытию нового сезона Гран-при Российской Дрифт Серии в апреле 2024 года.

Уникальность проекта заключается в том, что новый спорткар построили целиком в виртуальной среде.

Если раньше инженеры Forward Auto проводили измерения вручную, используя штангенциркули, рулетки и различные шаблоны, то сейчас в 80% случаев им достаточно хорошей 3D-модели, созданной на базе сканов.

Благодаря новым подходам в проектировании, команда успела завершить проект к открытию нового сезона Гран-при Российской Дрифт Серии в апреле 2024 года.

Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Новый автомобиль получил название Forward Racing RZ34-001. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Новый автомобиль получил название Forward Racing RZ34-001. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533

Shining EinScan HX

Сканирование Nissan 400Z и салона Nissan Silvia S15 выполнялось ручным 3D-сканером Shining EinScan HX.

  • Вес сканера всего 710 гр., что позволяет легко сканировать даже в тесном пространстве со сложной геометрией, например в салоне автомобиля.

  • Режим лазерного сканирования предназначен для повышенной точности, работы с блестящими и темными поверхностями, а также в условиях нестабильной освещенности.

  • В режиме светодиодной подсветки скорость сканирования — до 1 200 000 точек в секунду. При переключении в лазерный режим скорость — до 480 000 точек в сек., при этом повышается детализация и точность.

  • В светодиодном режиме Shining EinScan HX способен сканировать объекты не только по меткам, но и по внешним особенностям поверхности. Для максимально точного результата есть опция гибридного трекинга.

Shining EinScan HX

Сканирование Nissan 400Z и салона Nissan Silvia S15 выполнялось ручным 3D-сканером Shining EinScan HX.

  • Вес сканера всего 710 гр., что позволяет легко сканировать даже в тесном пространстве со сложной геометрией, например в салоне автомобиля.

  • Режим лазерного сканирования предназначен для повышенной точности, работы с блестящими и темными поверхностями, а также в условиях нестабильной освещенности.

  • В режиме светодиодной подсветки скорость сканирования — до 1 200 000 точек в секунду. При переключении в лазерный режим скорость — до 480 000 точек в сек., при этом повышается детализация и точность.

  • В светодиодном режиме Shining EinScan HX способен сканировать объекты не только по меткам, но и по внешним особенностям поверхности. Для максимально точного результата есть опция гибридного трекинга.

Shining EinScan HX. Источник: shining3d.ru

Shining EinScan HX. Источник: shining3d.ru

В статье использованы информация и скриншоты из официального телеграм-канала Takayama Forward Auto https://t.me/forwardauto_official, а также из https://vkvideo.ru/@driftfilm/all.

В статье использованы информация и скриншоты из официального телеграм-канала Takayama Forward Auto https://t.me/forwardauto_official, а также из https://vkvideo.ru/@driftfilm/all.