Применение 3D-сканера в подготовке гоночного автомобиля: опыт команды Takayama Forward Auto
Дрифт-команда из Красноярска Takayama Forward Auto во время подготовки к открытию сезона 2024 построила первый в России профессиональный гоночный автомобиль на базе спорткара Nissan 400Z. В процессе его создания инженеры во многом полагались на 3D-сканер Shining EinScan HX.
Дрифт-команда из Красноярска Takayama Forward Auto во время подготовки к открытию сезона 2024 построила первый в России профессиональный гоночный автомобиль на базе спорткара Nissan 400Z. В процессе его создания инженеры во многом полагались на 3D-сканер Shining EinScan HX.
Nissan 400Z. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Nissan 400Z. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Задача заключалась в том, чтобы разобрать Nissan 400Z и на его платформе построить, по сути, новый автомобиль: максимально облегченный, подготовленный к боевым условиям и удобный для пилота. При этом было необходимо успеть к началу гоночного сезона 2024.
Проект должен был заменить Nissan Silvia S15 — предыдущую машину топ-пилота и основателя Takayama Forward Auto Георгия Чивчяна. Для него же создавался и новый спорткар. Процесс пересборки Nissan 400Z занял один год.
Задача заключалась в том, чтобы разобрать Nissan 400Z и на его платформе построить, по сути, новый автомобиль: максимально облегченный, подготовленный к боевым условиям и удобный для пилота. При этом было необходимо успеть к началу гоночного сезона 2024.
Проект должен был заменить Nissan Silvia S15 — предыдущую машину топ-пилота и основателя Takayama Forward Auto Георгия Чивчяна. Для него же создавался и новый спорткар. Процесс пересборки Nissan 400Z занял один год.
Подготовленный к сканированию кузов Nissan 400Z. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Подготовленный к сканированию кузов Nissan 400Z. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Сначала инженеры отсканировали Nissan 400Z полностью собранным. Потом они сняли наружные детали и полностью отсканировали машину еще раз. После этого разобрали салон и снова провели сканирование.
Самой большой проблемой стал вес машины, поэтому пришлось избавляться от всего лишнего, в том заменять часть металлических деталей на карбоновые. Все необходимые детали, кроме рамы и некоторых молдингов, были спроектированы с нуля на компьютере на базе сканов заводских деталей автомобиля.
Сначала инженеры отсканировали Nissan 400Z полностью собранным. Потом они сняли наружные детали и полностью отсканировали машину еще раз. После этого разобрали салон и снова провели сканирование.
Самой большой проблемой стал вес машины, поэтому пришлось избавляться от всего лишнего, в том заменять часть металлических деталей на карбоновые. Все необходимые детали, кроме рамы и некоторых молдингов, были спроектированы с нуля на компьютере на базе сканов заводских деталей автомобиля.
Источник: https://t.me/forwardauto_official
Источник: https://t.me/forwardauto_official
Источник: https://t.me/forwardauto_official
Источник: https://t.me/forwardauto_official
Салон Nissan Silvia S15 тоже полностью отсканировали и на этапе 3D-моделирования перенесли все органы управления и нюансы посадки в новую машину. Это позволило сразу найти оптимальное положение пилота за рулем, сэкономив время и силы команды.
Георгий Гивчян, топ-пилот, основатель Takayama Forward Auto:
Когда ты в боевом режиме, тебе нужно, чтобы все было максимально удобно. Мы отсканировали салон моей “Сильвии”, которую я годами вымерял, и свою посадку менял, и эта репетиция длилась достаточно долгое время. В общем, наши инженеры приняли решение, что они хотят отсканировать “Сильвию” в салоне… Когда я поехал на этом автомобиле, я почувствовал себя максимально комфортно.
Салон Nissan Silvia S15 тоже полностью отсканировали и на этапе 3D-моделирования перенесли все органы управления и нюансы посадки в новую машину. Это позволило сразу найти оптимальное положение пилота за рулем, сэкономив время и силы команды.
Георгий Гивчян, топ-пилот, основатель Takayama Forward Auto:
Когда ты в боевом режиме, тебе нужно, чтобы все было максимально удобно. Мы отсканировали салон моей “Сильвии”, которую я годами вымерял, и свою посадку менял, и эта репетиция длилась достаточно долгое время. В общем, наши инженеры приняли решение, что они хотят отсканировать “Сильвию” в салоне… Когда я поехал на этом автомобиле, я почувствовал себя максимально комфортно.
3D-модель салона на базе сканов. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
3D-модель салона на базе сканов. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Каркас безопасности также сначала полностью спроектировали в программе для 3D-моделирования. Инженеры постарались сделать так, чтобы деталь прилегала максимально плотно к крыше, оставляя больше места над головой пилота.
Каркас был выполнен из хром-молибденовой трубы диаметром 38 мм. Он весил на 15 кг меньше, чем если бы был выполнен из стали, как изначально планировалось.
Каркас безопасности также сначала полностью спроектировали в программе для 3D-моделирования. Инженеры постарались сделать так, чтобы деталь прилегала максимально плотно к крыше, оставляя больше места над головой пилота.
Каркас был выполнен из хром-молибденовой трубы диаметром 38 мм. Он весил на 15 кг меньше, чем если бы был выполнен из стали, как изначально планировалось.
Цифровая модель каркаса. Источник: https://t.me/forwardauto_official/1154
Цифровая модель каркаса. Источник: https://t.me/forwardauto_official/1154
Цифровая модель каркаса. Источник: https://t.me/forwardauto_official/1154
Цифровая модель каркаса. Источник: https://t.me/forwardauto_official/1154
Уникальность проекта заключается в том, что новый спорткар построили целиком в виртуальной среде.
Если раньше инженеры Forward Auto проводили измерения вручную, используя штангенциркули, рулетки и различные шаблоны, то сейчас в 80% случаев им достаточно хорошей 3D-модели, созданной на базе сканов.
Благодаря новым подходам в проектировании, команда успела завершить проект к открытию нового сезона Гран-при Российской Дрифт Серии в апреле 2024 года.
Уникальность проекта заключается в том, что новый спорткар построили целиком в виртуальной среде.
Если раньше инженеры Forward Auto проводили измерения вручную, используя штангенциркули, рулетки и различные шаблоны, то сейчас в 80% случаев им достаточно хорошей 3D-модели, созданной на базе сканов.
Благодаря новым подходам в проектировании, команда успела завершить проект к открытию нового сезона Гран-при Российской Дрифт Серии в апреле 2024 года.
Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Новый автомобиль получил название Forward Racing RZ34-001. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Новый автомобиль получил название Forward Racing RZ34-001. Источник: https://vkvideo.ru/video-63912524_456239533
Shining EinScan HX
Сканирование Nissan 400Z и салона Nissan Silvia S15 выполнялось ручным 3D-сканером Shining EinScan HX.
-
Вес сканера всего 710 гр., что позволяет легко сканировать даже в тесном пространстве со сложной геометрией, например в салоне автомобиля.
-
Режим лазерного сканирования предназначен для повышенной точности, работы с блестящими и темными поверхностями, а также в условиях нестабильной освещенности.
-
В режиме светодиодной подсветки скорость сканирования — до 1 200 000 точек в секунду. При переключении в лазерный режим скорость — до 480 000 точек в сек., при этом повышается детализация и точность.
-
В светодиодном режиме Shining EinScan HX способен сканировать объекты не только по меткам, но и по внешним особенностям поверхности. Для максимально точного результата есть опция гибридного трекинга.
Shining EinScan HX
Сканирование Nissan 400Z и салона Nissan Silvia S15 выполнялось ручным 3D-сканером Shining EinScan HX.
-
Вес сканера всего 710 гр., что позволяет легко сканировать даже в тесном пространстве со сложной геометрией, например в салоне автомобиля.
-
Режим лазерного сканирования предназначен для повышенной точности, работы с блестящими и темными поверхностями, а также в условиях нестабильной освещенности.
-
В режиме светодиодной подсветки скорость сканирования — до 1 200 000 точек в секунду. При переключении в лазерный режим скорость — до 480 000 точек в сек., при этом повышается детализация и точность.
-
В светодиодном режиме Shining EinScan HX способен сканировать объекты не только по меткам, но и по внешним особенностям поверхности. Для максимально точного результата есть опция гибридного трекинга.
Shining EinScan HX. Источник: shining3d.ru
Shining EinScan HX. Источник: shining3d.ru
В статье использованы информация и скриншоты из официального телеграм-канала Takayama Forward Auto https://t.me/forwardauto_official, а также из https://vkvideo.ru/@driftfilm/all.
В статье использованы информация и скриншоты из официального телеграм-канала Takayama Forward Auto https://t.me/forwardauto_official, а также из https://vkvideo.ru/@driftfilm/all.